Автоматизация, робототехника и искусственный интеллект за последнее время впечатляюще шагнули вперед, но они все еще не способны полностью заменить собой человека. А некоторые компании пока не готовы внедрять автоматизированные решения, так как не уверены, что это повысит прибыль.  

Искусственный интеллект пока ограничен 

Искусственный интеллект работает с помощью логических алгоритмов: например, ИИ может подтвердить запись на собеседование по телефону или отвечать клиентам бизнеса на вопросы в чат-боте, основываясь на заранее запрограммированном наборе подсказок. Но скорее всего бот не справится с незапрограммированным ответом. Универсальные голосовые помощники российских банков все равно содержат функцию «позвать оператора» для решения клиентских задач, выходящих за рамки запрограммированных. Роботы пока не понимают контекст, сленг и культурные нормы. 

В сфере кибербезопасности ИИ может автоматически классифицировать устройства в сети и обнаружить несанкционированный̆ вход, выполнять распознавание образов с целью выявления злонамеренного поведения в программном обеспечении, а также устранять ложные срабатывания кибертревоги. Но все это должны дополнительно контролировать сотрудники. 

Перераспределение рабочей силы и совместная работа

В 2017 году Илон Маск на Всемирном правительственном саммите заявил, что роботы будут осваивать новые виды работы, причем они будут делать это лучше людей. Он прогнозировал массовую безработицу в сфере производства. Маск говорил о создании автомобильных концернов с сотнями роботов, управляемых командой из нескольких человек. Например, производство электромобиля Tesla Model 3 должно было быть полностью автоматизировано, а целью было двадцатикратное увеличения скорости производства и выпуск 20 000 автомобилей в месяц к концу 2017 года. 

Но роботы не справились с поставленной задачей: к декабрю 2017 года с конвейера сошло всего 2425 машин, что привело к рекордным убыткам в размере 785 миллионов долларов первом квартале 2018 года. В конечном счете, Маску пришлось нанимать людей, чтобы исправить ситуацию: «Чрезмерная автоматизация в Tesla была ошибкой. Точнее, моей ошибкой. Людей недооценивают».

Исследование консалтинговой фирмы Oliver Wyman в 2018 году показало, что большинство автоматизированных фабрик занимало совсем не первое место по производительности, а находились в конце списка по различным критериям эффективности производства.

Люди против роботов: ловкость

PwC относит роботов к технологиям, которые в будущем окажут наибольшее влияние на бизнес и коммерческую жизнеспособность. Роботы способны взять на себя большую часть рутинной работы, но это не означает, что все сотрудники, которые когда-то выполняли эти обязанности раньше, лишатся рабочих мест. Роботов нужно также обслуживать, контролировать, программировать и ремонтировать. 

В эпоху «умной фабрики» компьютеры и автоматизация объединяются по-новому: робототехника подключается к компьютерным системам, оснащенным искусственным интеллектом и алгоритмами обучения, которые могут использовать оба робота. Одно из популярных производственных решений — роботы совместной работы, также известные как Co-Bots: системы, работающие вместе с людьми для снижения риска производственных травм. 

Это может значительно повысить производительность предприятия, если переобучить сотрудников для работы с новым оборудованием. Одна из отраслей, где используют Co-Bots — автомобильная промышленность. Аналитики Oliver Wyman отмечали, что несмотря на очевидные преимущества такого подхода, не все компании инвестировали в Co-Bots, а отдали предпочтение полной автоматизации, что привело к потере прибыли, как в случае с Tesla.  

Когда дело доходит до небольших производственных операций, робототехника может помогать в выполнении повторяющихся задач, освобождая человеческую рабочую силу для работы над процессами, которые требуют высокого уровня ловкости или критического мышления. 

Компания Apple на протяжении восьми лет пытается отказаться от человеческого труда на этапе сборки своих гаджетов и вкладывает в это огромные суммы. Однако добиться успеха пока не удалось — механические сборщики во многом уступают людям и не способны справиться даже с правильным нанесением клеящего вещества. Будь то MacBook, iPad или iPhone — объединение их отдельных компонентов в единое устройство не обходится без людей. 

Apple пытается использовать роботов для автоматического выявления брака на производстве, но люди с большей эффективностью обнаруживают недоработки. Если робот ломался, его ремонт требовал значительных затрат времени и денег, что сказывалось на эффективности компании. В этом случае дешевле обойдется замена сотрудника. Роботов также необходимо перенастраивать для каждых устройств заново, поскольку детали и крепления разных девайсов отличаются. 

Роботы и технологии искусственного интеллекта пока не могут решить всех задач бизнеса, но для каждого предприятия найдется свое решение. Аналитики рекомендуют рассматривать технологию ИИ как элемент комплексной̆ автоматизации или бизнес-стратегии. В зависимости от рассматриваемой̆ проблемы бизнеса оптимальным решением могут быть средства аналитического анализа или роботизация процессов.

Сервисы, о которых мы говорили:

Другие материалы по теме