Электронная подпись (ЭП) — это программно-криптографическое средство для защиты конфиденциальности и целостности документов. С помощью неё можно подписывать юридически значимые документы и осуществлять электронный документооборот (ЭДО). ЭП выполняет две основные функции: подтверждает, что документ подписал именно владелец подписи, и фиксирует документ — после создания и подписания изменения уже невозможны. Электронная подпись используется во внутреннем документообороте компаний, а также для налоговой отчетности, банковских операций и совершения сделок.

Типы электронных подписей 

ЭП могут получать физические и юридические лица, а выбор зависит от уровня защищенности и области применения подписи. Сейчас электронные подписи выдают аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры (УЦ), которых сотни по всей России. 

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ выделяет три вида электронной подписи, которые группируются в два блока: простая ЭП и усиленная ЭП. Усиленная ЭП делится на два вида: неквалифицированную электронную подпись (НЭП) и квалифицированную электронную подпись (КЭП).  

Простая ЭП

Простая ЭП используется для госуслуг, транзакций и аутентификации на сайтах. Такая подпись не содержит криптографические механизмы, поэтому является наименее защищенной. Она работает по принципу связки логина-пароля и кода подтверждения, что не исключает риска изменения документа. Самый простой пример такой подписи — SMS из банка.

Усиленная ЭП: НЭП и КЭП 

НЭП позволяет определить автора подписи и проверить, были ли внесены в документ изменения после отправки. Подписанный НЭП документ заменяет бумажный только по согласию сторон. Удостоверяющий центр не обязан дополнительно подтверждать такую подпись (как это происходит в случае с КЭП). Документы, которые нужны для получения подписи, и порядок ее получения устанавливает сам УЦ и контрагенты, которые будут использовать НЭП. Такая подпись является юридически значимой и её можно использовать для заверения деловых бумаг, но только если между организациями заключено соответствующее соглашение.

КЭП — самая надёжная и защищенная от дешифрования подпись. С точки зрения регуляторики, квалифицированность — это соответствие стандартам ГОСТ Р 34.10-2012 по формированию и проверке подписи и ГОСТ Р 34.11-2012 по функции хэширования. Подписание любого документа усиленными подписями выполняется программой криптошифрования и снабжается двумя ключами — «открытым» и «закрытым». Отличие КЭП от НЭП в том, что сертификат ключа проверки КЭП выдается только удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязью. А для создания КЭП используются программные средства, соответствующие требованиям 63-ФЗ «Об электронной подписи» и одобренные ФСБ России.

Как работает технология

Электронная подпись состоит из нескольких элементов: средство электронной подписи, необходимое для реализации криптографических функций, ключевая пара, состоящая из «открытого» и «закрытого» ключа, и сертификат ключа проверки, который выпускает удостоверяющий центр.

«Открытый» и «закрытый» ключ — обезличенные наборы байт (пара очень больших чисел), и одному «открытому» ключу соответствует определенный «закрытый» ключ. Ключ сгенерированы таким образом, что документ, зашифрованный «закрытым» ключом, можно расшифровать только «открытым» ключом. 

Задача УЦ — связать «открытый» ключ с личностью владельца ЭП (физическим лицом или юридической организацией). В качестве подтверждения связи «открытого» ключа и владельца выступает сертификат ключа проверки. Владельцу ЭП удостоверяющий центр выдаёт токен — внешне напоминает USB-накопитель, на нем записаны сертификат и «закрытый» ключ.

Токен с сертификатом и «закрытым» ключом вставляется в компьютер. С помощью средств электронной подписи происходит шифрование документа «закрытым» ключом. Шифровать полностью документ — достаточно ресурсоемкая задача, поэтому шифруют только его хэш-функцию — набор данных, жестко привязанных к документу и подтверждающих его. Расшифровать хэш-функцию можно только «открытым» ключом, а соответствующий сертификат проверки подтверждает связь ключа и владельца ЭП.

Таким образом подтверждается целостность документа, факт подписания документа и принадлежность подписи владельцу.

Сервисы, о которых мы говорили:

Другие материалы по теме